Учитель-дефектолог

Евсеева Елена Сергеевна

 

Добро пожаловать! Учитель-дефектолог - это специалист широкого профиля, который работает со всеми видами нарушений в развитии ребенка.

В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии.

  

Положение деятельности

учителя-дефектолога в

ГОКУ «СКШ р.п. Лесогорск»

1. Общее положение

Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», на основании:

 

1.1 «Положение о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях» Приказ МДО №217 от 29.05.95.

 

1.2«Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» Приказ Правительства Р.Ф. от 31.07.1998г № 867.

 

1.3«Инструктивное письмо МОиПО РФ от 22.01.98г. №20-58-07

ин /20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».

 

1.4 «Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации.Постановление Министерства труда №65 от 22.11.1995г., №46 от 17.08.1995г.

 

1.5 Приложение к Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04. 2003г. №191 «Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработанной платы) педагогических работников образовательных учреждений».

 

1.6.Письма Минобразования России от 25августа 1998 г. № 05-51-66/98 «О вопросах нормирования и оплаты труда педагогических работников».

 

1.7На базе ГОКУ «СКШ р.п. Лесогорск» образован кабинет учителя-дефектолога.

 

1.8 В штат образовательного учреждения введена должность учителя-дефектолога из расчета не менее 1 единицы на 15- 20 учащихся.

 

 

2.Цель деятельности учителя-дефектолога:

2.1 Своевременная помощь детям с ограниченными возможностями при освоении программного минимума содержания образования в условиях ОУ;


2.2 Коррекция развития познавательной сферы ребёнка в динамике образовательного процесса.

 

3.Задачи деятельности учителя-дефектолога:

3.1 Выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация трудностей ребёнка;


3.2 Определение причин и механизмов нарушений в развитии каждого ребёнка;


3.3 Разработка индивидуальных комплексных программ развития в условиях взаимодействия педагогов психолого-медико-педагогического консилиума ОУ (логопед, психолог, дефектолог,  учитель, воспитатель);


3.4 Динамическое изучение психического развития ребёнка, контроль над соответствием программы обучения за реальными достижениями и уровнем развития ребёнка;

 

 

 


3.5 Проведение индивидуальных, групповых коррекционных занятий с детьми, испытывающими трудности в овладении программного материала;

 

3.6 Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитанияв соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.
 

Результативность работы учителя-дефектолога определяется успешностью усвоения и сроками прохождения программного материала и положительной динамикой в развитии личности ребёнка в целом.


4.Направления деятельности  учителя-дефектолога:

4.1 Диагностическое направление:

-индивидуальная  диагностика детей с ОВЗ и детей с трудностями в обучении;

-динамическое наблюдение за развитием ребёнка;

- распределение детей на группы по ведущему дефекту;

-определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на ребёнка;

 

4.2 Коррекционное направление:

-системное  коррекционное воздействие на учебно – познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса;

- преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации комплексных программ в условиях взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса.

-коррекционно-развивающие  занятия с учащимися с ОВЗ и учащимися с трудностями в обучении начальной ступени обучения

Направление коррекционной работы:

1.Сенсорное и сенсомоторное развитие;

2. Формирование пространственно-временных отношений;

3. Умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты;

4. Формирование соответствующих возрасту обще интеллектуальных умений, приемов умственной деятельности, развитие наглядных и словесных форм мышления);

5. Нормализация ведущей деятельности возраста;

6.Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

7.Готовность к восприятию учебного материала (восполнение пробелов дошкольного периода по программному материалу);

8.Формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

 

 

4.3Аналитическое направление:

- сравнение и обработка результатов успешностипрограмм коррекционных занятий с учётом анализа результатов.

 

4. 4Консультативно-просветительское и профилактическое направление:

-оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка с ОВЗ;

- разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно-образовательный процесс.

4.5Организационно-методическое направление: участие в подготовке и проведении ПМПк, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации учителя-дефектолога (формы прилагаются).

 

5. Организация деятельности работы учителя-дефектолога:

5.1 Зачисление на занятия осуществляется на основе комплексной диагностики и изучения детей в индивидуальной и групповой деятельности с 1.09-15.09. Итоговое диагностическое обследование проводится с 20.05.-31.05. ежегодно.В классе может быть несколько учеников, требующих раз­ных мер индивидуальной коррекции. Учитель –дефектолог плани­рует индивидуально-коррекционные занятия, направленные на развитие отдельных психических функций (пространственный гнозис, внимание, сенсомоторное развитие , тактильно-двигательное восприятие и др.) и коррекцию выявленных нарушений у детей.

 

5.2Выпуск производится в течение всего учебного года после результатов положительной динамики в освоении программы и общего развития ребёнка.

 

5.6Основной формой дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия.Продолжительность коррекционных занятий:

- индивидуальные занятия  1,2 класс-30 мин

                                                 3,4 класс-30 мин

- подгрупповые, групповые  занятия (2-4 человека.) 1-2 класс 30 мин,

                                                                    3-4 класс -30 мин.

Периодичность занятий 2 -3 раза в неделю.Между подгрупповыми, групповыми занятиями допускаются перемены в 10-15 минут, между индивидуальными занятиями – 5-10 минут.
5.7 Предельная наполняемость группы детей, занимающихся у учителя-дефектолога не более 15 человек.Недельная нагрузка учителя-дефектолога  составляет 36 астрономических часов,

которые направлены на:
-проведение коррекционно-развивающих занятий (индивидуальных, подгрупповых, групповых);
-изучение деятельности детей в процессе их взаимодействия со сверстниками, в ходе проведения уроков и занятий;
-консультативную работу с педагогами и родителями;
-участие и подготовку ПМПконсилиумов, методических объединений, педсоветов.

 Из них 18 часов отводится на работу с детьми и включает в себя проводимые занятия и короткие перерывы между ними. (Основание: приказ Министерства образования и науки РФ от 27.03. 06 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений», Трудовой кодекс РФ, ст. 333 «Право на занятие педагогической деятельностью»).Время перемен входит в рабочее время учителя-дефектолога,  может  использоваться для проверки работ обучающихся, выполненных ими на занятии, для подготовки к следующему занятию и др. На  консультативную работу и оформление документации отводится 2 часа. В часы консультаций учитель - дефектолог имеет возможность более тщательно обследовать учащихся с целью уточнения дефектологического  заключения, давать рекомендации

обучающимся, их родителям, воспитателям, проводить консультации с родителями и учителями по специфическим вопросам и др.

 

5.8 Занятия с учителем -дефектологом проводятся по расписанию, составляемому учителем - дефектологом с учетом  учебного  расписания, согласуются с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждаются в специальном порядке  руководителем  учреждения.

По договоренности с администрацией учреждения и учителями классов дефектолог может брать обучающихся на индивидуальные занятия с некоторых уроков.

 

5.9. На каждую группу обучающихся у учителя – дефектолога имеется рабочая программа на учебный год и планы (конспекты) групповых и индивидуальных занятий.

 

 

 

 

5.6 Темы (содержание) групповых и индивидуальных занятий отражаются в журнале учёта посещаемости дефектологических занятий.

 

5.7Ответственность за обязательное посещение обучающи­мися занятий несёт учитель-дефектолог, классный руководитель,родители.

 

6.Руководство деятельностью учителя – дефектолога:

6.1 Общее руководство работой учителя- дефектолога осуществляется органом управления образованием и администрацией  учреждения.

 

6.2 Руководитель  учреждения

- назначает на должность учителя-дефектолога  лицо, имеющее высшее специальное образование в порядке, предусмотренном законодательством РФ;

- создаёт условия для проведения коррекционной работы, в том числе обеспечивает дефектологический  кабинет специальным оборудованием.

 

6.3Учитель-дефектолог

- подчиняется непосредственно руководителю учреждения;

- исполняет обязанности, установленные инструкцией.

 

7.Учитель-дефектолог ведёт следующую документацию:

7.1Папка на каждого обучающегося посещающего КРЗ:

1 Протокол педагогического обследования ребенка.

2 Дефектологическое представление на учащегося.

 

7.2 Журнал учёта обследуемых детей, журнал движения ребёнка;


7.3 Журнал посещаемости занятий;


7.4 Расписание коррекционных занятий, утверждённое директором;


7.5Перспективный план работы (по направлениям);


7.6 Перспективные планы по группам, имеющим однородность дефекта;


7.7 Календарные планы подгрупповых и индивидуальных занятий;


7.8 Индивидуальная программа на каждого ребёнка;


7.9 Аналитический отчёт за учебный год;



7.10 Журнал консультаций с родителями, педагогами;


7.11 Паспорт кабинета (перечень оборудования и дидактических материалов);


 

7.12 Подборку диагностического инструментария и перечень методической литературы;
 

 

 

 

 

 

                                                                                                                    Приложение 2

Должностная инструкция учителя-дефектолога.

1. Общее положение

1.1 Учитель-дефектолог относится к категории специалистов.

 

1.2 На должность учителя-дефектолога назначается лицо, имеющее высшее дефектологическое образование(без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; от 10 до 20 лет; свыше 20 лет)

 

2. Учитель-дефектолог должен знать:

2.1 Конституцию Российской Федерации.

 

2.2  Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования.

 

2.3 Конвенцию о правах ребенка.

 

2.4 Возрастную и специальную педагогику и психологию.

 

2.5 Анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии.

 

2.6 Методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся (воспитанников)

 

2.7 Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности.

 

2.8 Программно-методическую литературу по работе с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии.

 

2.9 Новейшие достижения дефектологической науки.

 

2.10 Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

 

 

3. Учитель-дефектолог подчиняется непосредственно (директору  учреждения, иному должностному лицу)

 

4. На время отсутствия учителя-дефектолога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Должностные обязанности

Учитель-дефектолог:

3.1 Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся (воспитанников).

 

3.2 Обследует обучающихся (воспитанников), определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта.

 

3.3 Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся (воспитанников).

 

3.4 Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.

 

3.5 Работает в тесном контакте с учителями и родителями, посещает занятия и уроки.

 

3.6 Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.

 

3.7 Ведет необходимую документацию.

 

3.8 Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.

 

3.9 Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.

 

3.10Реализует образовательные программы.

 

3.11 Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.

 

3.12Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации "Об образовании", Конвенции о правах ребенка.

 

3.13Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

 

3.14Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

 

3.15 Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).

 

3.16 Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

 

3.17 Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

4. Права

4.1 Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.

 

4.2По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.

 

4.3 Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

 

4.4Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя учреждения).

 

4.5Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

5. Ответственность

Учитель-дефектолог несет ответственность:

5.1 За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

 

5.2За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

 

5.3За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.