Перспективный план работы учителя-дефектолога
ГОКУ «СКШ р.п. Лесогорск»
Целью работы учителя-дефектолога является обеспечение своевременной специализированной помощи детям со смешанными специфическими расстройствами психологического развития при освоении ими программного минимума содержания образования.
Задачи:
- Диагностика уровня развития детей и установление причин школьной неуспеваемости.
- Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с целью повышения общего уровня развития учащихся, восполнения пробелов предшествующего развития и обучения.
- Проведение индивидуальной работы с обучающимися по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекции отклонений в развитии познавательной сферы и речи; направленная подготовка к восприятию и усвоению нового учебного материала.
- Консультирование педагогов и родителей по вопросам профилактики и устранения отклонений в развитии детей.
- Создание дидактического материала с целью повышения эффективности проведения индивидуальных и групповых коррекционных занятий.
- Проведение методической работы.
- Участие в работе школьной, территориальной ПМПк.
Решение поставленных задач реализуется в следующих направлениях работы учителя-дефектолога:
- диагностическое;
- коррекционное;
- консультативно-просветительское и профилактическое;
- организационно-методическое.
Направление работы |
Класс |
Цель проводимых мероприятий |
Сроки выполнения |
Первичная диагностика Уровень развития учебно-познавательной деятельности, моторных и сенсорных процессов
Изучение динамики развития уч-ся с ОВЗ
Итоговая диагностика
Посещение уро- ков, анализ работ |
1 – 4 (остальные – по запросу)
|
1.Определение актуального уровня развития ребенка, интеллектуальной готовности к школьному обучению. 2.Определение “зоны ближай- шего развития”, индивидуаль ных путей коррекции. 3.Выявление учащихся, нуждаю щихся в коррекции моторных и сенсорных процессов.
1.Определение эффективности работы, корректировка индивидуальных программ раз- вития.
2.Составление рекомендаций для индивидуальной работы учителя с учетом особенностей развития ребенка с ОВЗ.
3.Определение качественных особенностей сформированности некоторых психических функций школьника, его учебных навыков, моторного и сенсорного развития.
1.Изучение особенностей учеб- ной деятельности уч-ся, сфор- мированности предметных умений и навыков, моторных и сенсорных процессов. 2.Определение эффективности коррекционной работы.
Изучение особенностей учеб- ной деятельности уч-ся, сформированности предметных умений и навыков.
|
сентябрь
каждую учебную четверть
в течение года (по запросам)
в течение года
май
в течение года |
2. Коррекционная деятельность (проведение индивидуальных и групповых занятий) |
Уч-ся, посещающие дефектолога |
1.Коррекция нарушений психомоторного и сенсорного развития. 2.Формирование у обучающихся с ОВЗ необходимых для усвоения программного материала умений и навыков. |
сентябрь-май |
3.Просветитель-ская работа: Педагоги: Индивидуальные консультации, открытые занятия, мастер-классы, семинары, выступления на педсоветах, работа в творческой группе «Специфика работы с детьми с ОВЗ» Родители: Выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации, открытые занятия и мастер-классы |
|
1.Повышение компетентности педагогов в вопросах коррекционной педагогики и специальной психологии. 2.Составление рекомендаций учителям по применению специальных приемов в работе с учащимися с ОВЗ. 3. Разработка индивидуальных (комплексных) программ специалистов и анализ их эффективности.
1.Пропаганда знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей с нарушения ми в развитии. 2.Рассмотрение частных вопросов, касающихся проблем воспитания и развития ребенка. |
В соответствии с планом МО, проблемной группы |
4.Участие в работе школьной, территориальной ПМПк. |
По запросу |
1.Выявление потенциальных возможностей ребенка, выбор дифференцированных педагогических условий для осуществления коррекционного воздействия. 2. Оформление документации.
|
в соответствии с планом консилиума |