Учитель-дефектолог

Евсеева Елена Сергеевна

 

Добро пожаловать! Учитель-дефектолог - это специалист широкого профиля, который работает со всеми видами нарушений в развитии ребенка.

В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии.

  

Перспективный план работы учителя-дефектолога

ГОКУ «СКШ р.п. Лесогорск»

 

Целью работы учителя-дефектолога является обеспечение своевременной специализированной помощи детям со смешанными специфическими расстройствами психологического развития при освоении ими программного минимума содержания образования.

 

Задачи:

 

  1. Диагностика уровня развития детей и установление причин школьной неуспеваемости.

 

  1. Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с целью повышения общего уровня развития учащихся, восполнения пробелов предшествующего развития и обучения.

 

  1. Проведение индивидуальной работы с обучающимися по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекции отклонений в развитии познавательной сферы и речи; направленная подготовка к восприятию и усвоению нового учебного материала.

 

  1. Консультирование педагогов и родителей по вопросам профилактики и устранения отклонений в развитии детей.

 

  1. Создание дидактического материала с целью повышения эффективности  проведения индивидуальных и групповых коррекционных занятий.

 

  1. Проведение методической работы.

 

  1. Участие в работе школьной, территориальной ПМПк.

 

Решение поставленных задач реализуется в следующих направлениях работы учителя-дефектолога:

  •  диагностическое;
  •  коррекционное;
  •  консультативно-просветительское и профилактическое;
  •  организационно-методическое.

   

     Направление 

        работы

 

Класс

 

           Цель проводимых  

              мероприятий

 

Сроки

выполнения

  1. Диагностика

Первичная диагностика

Уровень развития учебно-познавательной деятельности, моторных и сенсорных  процессов

 

 Изучение динамики развития уч-ся с ОВЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговая диагностика

 

 

 

 

 

 

 

 Посещение уро-

ков, анализ работ

1 – 4 (остальные – по запросу)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Определение актуального уровня развития ребенка, интеллектуальной готовности к школьному обучению.

2.Определение “зоны ближай-

шего развития”, индивидуаль

ных путей коррекции.

3.Выявление учащихся, нуждаю

щихся в коррекции моторных и сенсорных процессов.

 

 1.Определение эффективности работы, корректировка индивидуальных программ раз-

вития.

 

2.Составление рекомендаций для индивидуальной работы учителя с учетом особенностей развития ребенка с ОВЗ.

 

3.Определение качественных особенностей сформированности некоторых психических функций  школьника, его учебных навыков, моторного и сенсорного развития.

 

1.Изучение особенностей учеб-

ной деятельности уч-ся, сфор-

мированности предметных умений и навыков, моторных и сенсорных процессов.

2.Определение эффективности коррекционной работы.

 

 

Изучение особенностей учеб-

ной деятельности уч-ся, сформированности предметных умений и навыков.

 

 

сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

каждую учебную четверть

 

 

 

в течение года

(по запросам)

 

 

 

в течение года

 

 

 

 

 

           

май

 

 

 

 

 

 

 

 

в течение года

2. Коррекционная деятельность

(проведение индивидуальных и групповых занятий)

Уч-ся, посещающие дефектолога

1.Коррекция нарушений психомоторного и сенсорного развития.

2.Формирование  у обучающихся с ОВЗ необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

сентябрь-май

3.Просветитель-ская работа:

Педагоги:

Индивидуальные консультации, открытые занятия, мастер-классы, семинары, выступления на педсоветах, работа в творческой группе «Специфика работы с детьми с ОВЗ»

Родители:

Выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации, открытые занятия и мастер-классы

 

1.Повышение компетентности педагогов в вопросах коррекционной педагогики и специальной психологии.

2.Составление рекомендаций учителям по применению специальных приемов в работе с учащимися с ОВЗ.

3. Разработка индивидуальных

(комплексных) программ специалистов и анализ их эффективности.

 

1.Пропаганда знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей с нарушения

ми в развитии.

2.Рассмотрение частных вопросов, касающихся проблем воспитания и развития ребенка.

В соответствии с планом МО, проблемной группы

4.Участие в работе школьной, территориальной ПМПк.

По запросу

1.Выявление потенциальных возможностей ребенка, выбор дифференцированных педагогических условий для осуществления коррекционного воздействия.

2. Оформление документации.

 

в соответствии с планом консилиума