РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ «КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПЕРЕСКАЗУ»
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок приобщался к художественной речи, запоминал образные слова и выражения, строил собственные рассказы, то можно научить его пересказывать прочитанные произведения.
Приступая к такому важному делу, помните, что детям сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки.
Для того чтобы суметь освоить литературное произведение и пересказать его, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями нуждаются в направляющей помощи.
Вот несколько советов:
• После чтения небольшого произведения обязательно рассмотрите иллюстрации в книге. Задайте ребёнку вопросы к ним. Объясните то, что ребёнок не понял, прочтите текст еще раз.
• Направляя беседу, не просто задавайте вопросы, а стройте диалог. Высказывайте своё мнение, иногда сознательно неправильное. Пусть ребёнок заметит ошибку и поправит вас.
• Начав рассказ, остановитесь, предложив ребёнку добавить слово или закончить целую фразу.
• Попробуйте организовать пересказ по очереди: ребенок начинает пересказывать, вы продолжаете, а он заканчивает. Этот способ поможет выработать у ребёнка устойчивое внимание, умение слушать другого человека и следить за его речью.
• Если ребёнок пересказывает текст с большими паузами, задавайте ему наводящие вопросы.
• В запоминании сюжета детям поможет театрализация с помощью игрушек или пальчиковых кукол. Предложите ребенку побыть актёром и разыграть сказку с озвучиванием всех персонажей. Первыми спектаклями такого домашнего театра могут быть сказки, знакомые всем с детства: «Колобок», «Репка», «Теремок».
• Старайтесь читать ребенку не только истории с активно развивающимся сюжетом и встроенными диалогами, но и рассказы о природе и животных. Обучающимся младшего школьного возраста очень интересны произведения В. Берестова, С. Баруздина, Е. Чарушина, М. Пришвина, В. Бианки. Помните, что общение с книгой, которую ваш ребёнок «читает» и пересказывает вместе со взрослым, играет огромную роль в развитии его связной речи.