Учитель-дефектолог

Евсеева Елена Сергеевна

 

Добро пожаловать! Учитель-дефектолог - это специалист широкого профиля, который работает со всеми видами нарушений в развитии ребенка.

В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии.

  

Дефектология – наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах и формах организации их воспитания и обучения.
Дефектолог - это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Иными словами учитель-дефектолог занимается с детьми, которые не усваивают и не обучаются по программе общеобразовательной школы. А так же он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или же испытывают трудности при обучении. В основном это учащиеся начальной школы. Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.
Должностные обязанности Учителя-дефектолога:
 
  • Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся.
  • Обследует обучающихся, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта.
  • Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся.
  • Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.
  • Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки.
  • Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.
  • Ведет необходимую документацию.
  • Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.
  • Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.
  • Реализует образовательные программы.
  • Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта.
  • Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации "Об образовании", Конвенции о правах ребенка.
  • Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
  • Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
  • Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).
  • Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
  • Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.


 

Цель  деятельности  –  обеспечить  наиболее    успешное  усвоение академической составляющей  образовательной  программы, способствовать  познавательному, речевому, эмоциональному, социальному,  нравственному  развитию  ребенка, развивать жизненные компетенции  ребенка  с  ОВЗ,  тем  самым  повышая возможности  его успешного включения в жизнь общества. 

 

Для  достижения  этой  цели  в  процессе  профессиональной деятельности учителя дефектолога решаются следующие задачи: 
  1. Проведение  педагогической  диагностики  с  целью  выявления особенностей  в  развитии  деятельности,  темпа  и  успешности  усвоения учебного  материала,  возможности  использования  полученных  способов действия в новой ситуации и пр. 
  2. Определение  актуальных  задач,  принципов,  методов,  форм,  приемов  и средств,  повышающих  более  успешное  усвоение  учебного  материала, развитие учебной мотивации и повышение самостоятельности учащегося. 
  3.  Определение критериев, позволяющих оценить эффективность обучения и воспитания ребенка с ОВЗ. 
  4. Участие  в  разработке  адаптированных  рабочих  образовательных программ,  методических  рекомендаций  по  обучению  ребенка  с  ОВЗ, имеющего трудности в обучении. 
  5.  Участие  в  систематическом  изучении  динамики  ребенка  с  ОВЗ  в процессе освоения.  
  6. Взаимодействие  с  другими  специалистами  и  семьей  ребенка  с  ОВЗ  с целью  более  эффективного  психолого-педагогического  сопровождения  в школе. 
  7.  Реализация  коррекционно-развивающей  и  социальной  составляющих процесса психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ. 
  8. Проведение  просветительской  деятельности  с  целью  включения наиболее эффективных методов, приемов и средств в работу педагогов, в домашние  занятия  родителей  с  ребенком,  имеющим  ОВЗ  и  повышения успешности использования полученных знаний на практике. 
  9.  Формирование и развитие учебной мотивации, навыков планирования и контроля  (текущего  и  итогового)  у  ребенка  с  ОВЗ  в  процессе  участия  в коррекционно-развивающих занятиях
 
Учитель-дефектолог  входит  в  команду  специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в  образовательном  пространстве. Учитель-дефектолог  является  ее  обязательным  участником,  когда  речь  идет  о возможных трудностях  в  усвоение  академического  компонента  образовательной программы,  недостаточности  в  освоении  различных  видов  деятельности, трудностях переноса академических знаний в собственную жизнь ребенка.
 
Для реализации цели  и задач  для ребенка с ОВЗ разрабатывается адаптированная образовательная  программа,  которая  включает  в  себя программу  коррекционной работы.  Программа  коррекционной  работы поддерживает  реализацию  основной образовательной  программы. Учитель-дефектолог  является  одним  из  основных разработчиков адаптированной  рабочей  программы,  программы  коррекционной работы, адаптированной  программы  дополнительного  образования  и  является координатором  деятельности  всех  специалистов,  участвующих  в психолого-педагогическом  сопровождении,  а  также  входит  в  экспертный совет  по  контролю и  оценки  эффективности  обучения  ребенка  с  ОВЗ  в образовательной организации. 
 
Направления  деятельности  учителя-дефектолога  в  рамках  психолого- педагогического  сопровождения 
детей  с  ОВЗ
 
 Диагностическое направление в деятельности учителя-дефектолога может  быть составной  частью  комплексного  изучения  ребенка специалистами  психолого-медико-педагогической  комиссии  (ПМПК), консилиума  (ПМПк).  Результаты дефектологического  обследования сопоставляются  с  психологическими, медицинскими,  педагогическими данными,  обсуждаются  на  заседаниях консилиума.  Диагностическое направление  работы  включает  в  себя:  первичное дефектологическое обследование;  систематические  наблюдения  за  динамикой  и коррекцией психического,  интеллектуального  развития;  проверку  соответствия выбранной  программы,  методов  и  приемов  обучения  реальным достижениям и уровню развития ребенка. 
Основной задачей данного направления считается прогнозирование возникновения трудностей  в  освоении  образовательной  программы, определение причин и механизмов уже существующих учебных проблем. Целью  дефектологического обследования  в  этом  случае  становится: выявление  трудностей  формирования познавательной  сферы, универсальных  учебных  действий  (в  зависимости  от определенной ведущей  деятельности),  становления  и  развития  компетенций, знаний, умений  и  навыков  и  условий  их  преодоления.  Для  этого  проводится 
выявление  актуального  уровня  интеллектуального  развития  ребенка, анализ состояния  продуктивных  видов  деятельности  (качественно-количественная характеристика), наблюдение за деятельностью в процессе свободной, учебной и внеучебной деятельности.  
Диагностическое  направление  реализуется  в  процессе  первичной диагностики  и  при  динамическом  изучении.  
Первичная  диагностика направлена  на  определение  уровня  актуального  и ближайшего  развития ребенка,  определение  причин  и  механизмов  возникновения трудностей  в обучении.  По  результатам  исследования  учитель-дефектолог проводит: формирование  групп  из  состава  детей,  у  которых  выявлена  однотипная ведущая  проблема,  определение  оптимальных  условий  для дифференцированного и/или индивидуального развития. В ходе первичной диагностики оформляется протокол обследования, фиксируются стартовые показатели  перед  началом  коррекционно-развивающего  обучения. 
 
Динамическое  изучение  учащихся  проводится  с  целью  определения динамики развития  познавательной  сферы  ребенка,  определения эффективности выбранных форм, приемов, методов коррекции, развития и обучения обучающегося его уровню развития. В процессе динамического изучения  также  решается  задача дифференциации  сходных  состояний нарушения  развития.  Динамическое изучение проводится  не  менее  двух раз в году (сентябрь-октябрь, май). Результаты обсуждаются на заседании методического,  педагогического  объединения  и фиксируются  в дефектологическом  представлении.  При  динамическом  изучении 
происходит сопоставление результатов развития учащегося при первичной и последующей  диагностиках,  определение  сформированности  игровых, учебных навыков и способов игровой, учебной работы (умения и навыки восприятия информации,  планирования  учебной  деятельности, самоконтроля  и  др.).  
 
Результаты  этапных заключений  специалиста  отражаются  в  Карте  динамического развития ребенка.  В  отдельные  моменты,  в  соответствии  с  необходимостью, 
запросом  может  проводиться  текущая  диагностика,  направленная  на обследование  познавательных  возможностей  воспитанника  в  острой ситуации.  
Второе  направление  деятельности  –  коррекционно-развивающая работа. 
Содержание этого направления работы: 
  • создание условий для развития сохранных функций; 
  • определение  методов,  приемов,  средств  коррекционно-развивающих занятий;
  • формирование положительной мотивации к обучению; 
  • повышение  уровня  общего  развития,  восполнение  пробелов предшествующего развития и обучения; 
  • коррекция  отклонений  в  развитии  познавательной  и  эмоционально личностной  сферы;  
  • формирование  механизмов  волевой  регуляции  в процессе осуществления заданной деятельности; 
  • воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков; 
  • обеспечение  успешности  адаптации  ребенка  с  ОВЗ  за  счет  боле эффективного формирования БУД в процессе коррекционно-развивающих занятий.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления пробелов  в  их развитии  и  обучении.  Индивидуальные  и  групповые коррекционные  занятия проводятся  во  внеурочное  время  или  же, например, учитель-дефектолог берет на индивидуальное занятие ребенка с урока  математики  или  русского  языка,  если  тот не  укладывается  в  темп изучения материала в классе.  Периодически на индивидуальные занятия привлекаются также учащиеся,  не  усвоившие  материал вследствие  пропусков  уроков  по болезни либо из-за «нерабочих» состояний (чрезмерной возбудимости или заторможенности) во время уроков. Периодичность и продолжительность занятий  зависят  от  тяжести,  характера  имеющегося нарушения,  а суммарная  нагрузка  на  ребенка  определяется  в  соответствии    с учетом общей  занятости  обучающегося.  Организация  режима  проведения коррекционно-развивающих занятий регламентируется нормами СаНПиН, общей интеллектуальной нагрузкой  (соответствие расписанию), другими параметрами.  
 
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к  воспитанию  и развитию  ребенка.  В  связи  с  этим  работа  в  часы индивидуальных  и  групповых занятий  должна  быть  ориентирована  на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей  учащихся.  Планируется  не столько достижение отдельного результата  (например,  выучить  таблицу умножения),  сколько  создание условий для развития ребенка. 
Третье  и  четвертое  направление  деятельности  –  аналитическая  деятельность и профилактика. 
Целью этого направления является анализ данных  диагностического  обследования и определение  адекватных  и эффективных  средств  и  форм  коррекционного сопровождения  ребёнка  в инклюзивном образовательном пространстве. Этого можно достичь за счёт организации отслеживания динамики развития каждого учащегося и, как следствие,  анализа  эффективности    программ  коррекционной работы, адаптированных рабочих программ и индивидуальных учебных планов.  
 
Необходимость  выделения  аналитического  направления  в деятельности  учителя-дефектолога  обусловлена  потребностью  в комплексном подходе к решению проблем ребенка, который предполагает: 
  1. Системный  анализ  личностного  и  познавательного  развития  ребенка, позволяющий  выявить  отдельные  проявления  нарушений  психического развития обучающегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга; 
  2. Создание  индивидуальных/групповых  коррекционно-развивающих программ,  нацеленных  на  взаимосвязанное  развитие  и  коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка; 
  3. Обеспечение  специализированного  сопровождения  в  процессах обучения  и  воспитания.  В  зависимости  от  основного  нарушения  в развитии,  каждого  ребенка  может  курировать  тот  или  иной  специалист, который  обеспечивает  взаимодействие  тех  специалистов,  в  помощи которых нуждается ребенок; 
  4. Профилактирование перегрузок обучающихся. 
Пятое  направление  деятельности  –  консультативно-просветительское.
Учитель-дефектолог  консультирует  администрацию образовательной  организации, педагогов-предметников  по  вопросам организации  специальных  образовательных условий  и  среды  для  детей  с  ОВЗ  в  процессе индивидуального  консультирования  и  в  ходе  работы  школьного психолого-медико-педагогического  консилиума.  

Психолого-педагогическое  консультирование  родителей,  проводится  по  запросу  родителей  или  инициативе  учителя-дефектолога  и  выполняет  различные  функции:
- информирование родителей о школьных проблемах ребенка;
- помощь в вопросах воспитания и обучения ребенка;
- получение дополнительной диагностической информации от родителей.
 
Шестое  направление  деятельности  –  организационно-методическое.  
Это  направление  деятельности  учителя-дефектолога включает  подготовку  к  консилиумам,  заседаниям  методических объединений,  педагогическим  советам,  собственно  участие  в мероприятиях,  а  также  оформление  необходимой  соответствующей документации.  

При  подготовке  консилиума  на  каждого  учащегося  специальным педагогом оформляется  дефектологическое  представление,  которое содержит  основные диагностически  значимые  характеристики особенностей развития ребенка для квалификации его нарушения, проблем в  обучении.  Таким  образом,  в  своей  работе учитель-дефектолог  активно включается  во  все  сферы  образовательного  процесса. Он  организует деятельность  в  условиях  междисциплинарного  взаимодействия  специалистов.  Совместно  с  психологом,  логопедом,  учителем,  врачом разрабатывает  и  реализует  комплексные  индивидуальные  программы коррекции  и развития,  участвует  в  заседаниях  школьного  консилиума, проводит консультативную  и  просветительскую  работу  с  педагогами, родителями,  выступает инициатором  выведения  отдельных  учащихся  в специальные  (коррекционные) учреждения,  организует  обследование учащихся  на  психолого-медико-педагогической  комиссии  (ПМПК), консилиуме (ПМПк). 
 

Каждое направление деятельности дефектолога включается в единый  процесс  психолого-педагогического  сопровождения,  обретая  свою специфику, конкретное содержательное наполнение.